Выделения из молочных желез при беременности

Выделение из груди во время беременности начинает беспокоить многих женщин, причем это состояние не обязательно является патологией. В некоторых случаях выделения могут быть при надавливании, в других жидкость вытекает сама по себе – в обоих вариантах это считается нормой. К патологическим состояниям относятся выделения, которые содержат гной или кровь, а также сопровождаются воспалением сосков или груди полностью, а также вызывают болевые ощущения.

Обращаться за консультацией к маммологу необходимо при возникновении любых опасных симптомов, также в ситуации, когда есть сомнения или женщина сама не может оценить свое состояние.

Какие изменения происходят с молочными железами во время беременности

Изменения в молочных железах начинаются с первых дней оплодотворения, то является естественным и природным процессом подготовки к лактации. Происходят данные изменения благодаря перестройке гормонального фона, что способствует разрастанию млечных протоков, которые находятся в железистой ткани груди. Внешние признаки такого подготовительного процесса включают:

• Увеличение размера груди;
  • Набухание сосков и изменение цвета их ареол (обычно потемнение);
  • Появление пузырьков Монтгомери вокруг сосков;
  • Образование венозной сетки, что является следствием всех предыдущих изменений.

Появление таких изменений является нормой и не свидетельствует о наличии нарушений. Такие изменения в физиологии молочных желез могут приводить к появлению жидкости при надавливании на соски. Объясняется это тем, что в млечных протоках всегда находится незначительное количество жидкости, которое препятствует их слипаю.

К 16 неделе беременности объем вырабатываемой жидкости увеличивается, появляются белые выделения, т.к. активное функционирование плаценты запускает выработку пролактина (гормон, который отвечает за выработку молока).

Нормальные выделения из груди при беременности

Нормальными считаются белые выделения из сосков при надавливании. Если есть сомнения относительно выделения белой жидкости, то следует обратить внимание на количество и характер выделений, которые должны соответствовать следующим нормативам:

• Первые выделения из молочных желез появляются к 26 неделе беременности, т.е. непосредственно перед родами;
  • Появление выделений из груди на более ранних сроках также возможно после полового акта или после нахождения в жарком помещении, т.к. при этом усиливается выработка пролактина.

Молозиво – это жидкость, которая выделяется при надавливании из сосков у беременной. Это первичное молоко, которое предшествует появлению грудного молока и содержит большое количество питательных веществ (белки, жиры и углеводы). Именно молозиво вырабатывается первую неделю сразу после родов.

Консистенция молозива вязкая в сравнении с молоком, что обусловлено большим количеством питательных веществ, которые в нем содержатся. Цвет может изменяться в зависимости от сроков беременности, когда начались выделения из груди. На ранних сроках (4-6 или 14-15 недели) цвет может быть прозрачным или белым, а к концу третьего триместра цвет становится желтоватым.

Выделения коричневого цвета

В варианте нормы могут встречаться выделения коричневого цвета при нажатии на соски во время беременности. Такая особенность характерна женщинам, возраст которых старше 50 лет, а также для первородящих. Причиной появления коричневых выделений также является гормональная перестройка организма. Однако стоит быть предельно внимательными, чтобы не спутать нормальные выделения коричневого цвета с кровянистыми. Кровянистые бурые выделения могут возникать вследствие нескольких факторов:

• Микротравмы;
  • Инфекции;
  • Сосудистые повреждения;
  • Переохлаждение.

При появлении коричневатых выделений, независимо от предполагаемой причины необходимо обратиться на консультацию к маммологу и пройти обследование. Это необходимо, чтобы исключить ряд патологических состояний:

• Эктазия млечных протоков (деформация, сужение или расширение каналов). Цвет выделений варьируется от желтоватого с зеленым оттенком и кровянистыми сгустками до коричневого и черного. Консистенция выделений обычно густая и клейкая.
  • Закупорка молочных канальцев или воспаление молочных желез (мастит).
  • Доброкачественное или злокачественное новообразование. Характерны коричневые выделения с зелеными или серыми примесями. В случае если цвет темный (черный или темно-коричневый) велика вероятность того, что развиваются злокачественные процессы.

Маммолог проводит осмотр, а также выдает направление на диагностику, которая включает ультразвуковое исследование молочных желез, а также лабораторный анализ выделений.

Патологические выделения

Патологическими можно считать выделения, которые сопровождаются болевыми ощущениям в молочных железах или пояснице, тянущими болями внизу живота. Если к этому добавляются кровянистые выделения из влагалища, то необходимо максимально быстро попасть на прием к врачу, т.к. такая симптоматика свидетельствует о высоком риске прерывания беременности или развитии заболеваний, которые требуют срочного лечения.

Если выделения из молочных желез сначала соответствовали норме, а потом их характер изменился, то это может быть симптомов следующих заболеваний:

• Эктазия млечных протоков. Характерны выделения вязкой консистенции, зеленого или серо-черневого цвета.
  • Мастопатия. Цвет жидкости может быть прозрачным, желтоватым или мутным. Характер выделений зависит от формы патологии.
  • Внутрипротоковая папиллома диагностируется по выделению из сосков при надавливании коричневой жидкости, которая образуется за счет примесей крови.
  • Онкология молочной железы. Жидкость полиморфна, часто содержит кровавые примеси.
  • Гормональный сбой обычно характеризуется изменением количества выделений.
  • Травма молочной железы. Выделяемая жидкость может быть прозрачной и исчезнуть через пару дней (при ушибах) или же с кровавыми сгустками при более серьезных травмах.
  • Мастит или абсцесс груди. Выделения имеют зеленоватый цвет, неприятный запах, т.к. содержат примесь гноя.

Для постановки окончательного диагноза необходима консультация у специалиста, а также прохождение всех необходимых обследований.

Патологии, которые вызывают выделение из сосков, не связанные с беременностью

Появление выделений из груди может возникать не только из-за изменений, которые происходят в организме женщины после зачатия. Данные факторы также необходимо исключить:

• Стимуляция молочных желез приводит к возникновению прозрачных выделений, которые исчезают после прекращения физического воздействия.
  • Опухоль гипофиза, которая продуцирует выработку гормонов – в итоге увеличивается размер молочных желез, появляются светлые выделения. Такие проявления сходны с нормой выделений при беременности и требуют дополнительной диагностики.
  • Поражения в области гипоталамуса, эндокринные патологии.
  • Синдром поликистозных яичников.

Данные заболевания могут провоцировать выделения из сосков при нажатии независимо от того, беременна женщина или нет.

Рекомендации при нормальных выделениях из груди при беременности

Если появились выделения из груди, то необходимо обеспечить дополнительную защиту молочным железам, максимально оградить от чрезмерной нагрузки. На ближайшее время следует записаться на прием к специалисту, чтобы исключить различные патологии и получить дополнительные индивидуальные рекомендации.

Бюстгальтер рекомендован без косточек и жесткого каркаса, а в него следует положить специальные вкладыши (гигиенические прокладки для груди). Вкладыши необходимо регулярно менять, что предотвратить размножение патогенных бактерий. Дважды в день молочные железы необходимо обмывать теплой водой с нейтральным моющим средством, после чего вытирать кожу насухо.

Методы диагностики

Исследование состояния молочных желез проводит врач маммолог, который использует осмотр, сбор анамнеза, а также ряд дополнительных диагностических методик. При наличии выделений из сосков обычно используется несколько методов для получения полноценной картины.

Методы диагностики:

1. Пальпация и осмотр. Осмотр включает проверку симметричности молочных желез, диагностика состояния кожи, осмотр бюстгальтера на следы выделений. Пальпация позволяет выявить наличие уплотнений и бугорков, проводится глубокое прощупывание в положениях лежа и стоя, обследование сосков.
  2. Рентгенография. Методика удобна тем, что не требует подготовки и позволяет обнаружить ранние формы заболеваний молочных желез.
  3. Прицельная рентгенограмма используется для исследования отдельных участков молочных желез, если возникли подозрения после проведенного первичного обследования. Метод позволяет увеличить изображение в 1,5-2 раза.
  4. Маммография имеет слабую лучевую нагрузку и позволяет получить снимки в двух проекциях — прямой и косой.
  5. УЗИ молочных желез используется для уточнения диагноза и может показать очаги болезни, оценить кровоток в тканях груди.
  6. Компьютерная томография — наиболее информативный и современный метод диагностики. Применяется при подозрении на онкологию, получения послойной картины. Длительность процедуры варьируется от 30 минут до 2 часов в зависимости от назначения.
  7. Цитологическое исследование или биопсия назначаются для диагностики онкологии. Это забор ткани, который в дальнейшем исследуется в лабораторных условиях.
  8. Иммуногистохимическое исследование направлено на изучение онко-клеток. Оно необходимо для определения темпа роста опухоли, склонности к образованию метастаз, и позволяет составить прогноз течения болезни.

Также могут назначаться дополнительные методы диагностики в зависимости от предполагаемого диагноза и выявленных нарушений. Схема лечения составляется индивидуально с учетом особенностей организма женщины, срока беременности и сопутствующих заболеваний.

Лечение и профилактика патологических выделений из груди во время беременности

Терапия может назначаться только при диагностировании заболеваний. Если выделения из сосков не имеют патологических проявлений, то ничего кроме дополнительных гигиенических процедур не назначается.

При изменениях, связанных с гормональной перестройкой, женщине назначается курс узконаправленных препаратов, которые стабилизируют уровень пролактина. При воспалительных процессах проводится местная терапия, если же есть осложнения, гнойные проявления, онкология, папилломы и другие варианты, то может назначаться курс антибиотиков и хирургическое вмешательство.

Все препараты, процедуры и операции назначаются с учетом индивидуальных параметров конкретной пациентки. Если есть возможность, то всегда выбирается поддерживающее лечение, которое только замедляет прогрессирование заболевание молочных желез. Это делается, чтобы снизить нагрузку во время беременности и уменьшить медикаментозное воздействие на плод. Основная терапия проводится после родов.

Профилактикой любых проблем с молочными железами необходимо заниматься начиная с подросткового возраста, когда грудь начинает активно расти и формироваться. Во время беременности к профилактическим процедурам относятся:

• Корректировка питания и контроль веса — исключение кофеина, алкоголя и синтетических продуктов;
  • Соблюдение режима сна и бодрствования (обязательно полноценный 8 часовой ночной отдых);
  • Отказ от курения, солярия, длительного пребывания на солнце и других вредных привычек;
  • Ежедневный контрастный душ.

Также настоятельно рекомендуется ношение удобной одежды и нижнего белья из натуральных тканей, которые не препятствующих нормальному кровообращению и при этом хорошо выполняют поддерживающую функцию.

Специально для rep-clinica.ru

Ещё по теме